понедельник, 9 декабря 2019 г.

ФЦП и BIM.

Всем привет.
После длительного отсутствия я снова в строю.
На самом деле я никуда не пропадал, а занимался реализацией объектов ФЦП. И все еще занимаюсь.
ФЦП (Федеральная Целевая Программа) тема интересная. И как все интересные темы, не простая. Про закрытые ФЦП все понятно. А вот на примере открытых можно обсудить то, что я давно уже хочу обсудить с BIM сообществом, да все сомневаюсь в целесообразности:

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ BIM ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ФЦП.

Дискуссии на тему отечественного или зарубежного ПО не ведем.
Для начала хочу понять, на сколько тема реализации ФЦП вообще актуальна. Ибо за период 2017-2019гг. понял одно, спецов понимающих весть процесс от и до нет. Не в Минпромторге, не в проектных институтах, ни в корпорациях, ни в Главгосэкспертизе. Говорю это без какого то наезда на специалистов всех этих организаций. Специалистов много, но тех, кто понимает не просто алгоритм, а специфику реализации объектов ФЦП от получения приказа МПТ РФ до сдачи КС-14 в МПТ РФ я не встречал. Есть очень опытные специалисты и в Минпромторге и в ГГЭ РФ и в иных организациях, однако нет системы. И что очень важно, везде так называемые "нюансы", "политика" и т.п. В общем, все это уже за гранью добра и зла.
Очень плотно занимаясь в эти три года объектами ФЦП (реконструкция и техперевооружение) многократно испытывал желание внедрить в эту систему BIM, потому что к третьему году "железобетонно" уверен в такой необходимости. Однако, на данный момент, Autocad, MS Project, MS Office, Autodesk Revit (в качестве личного эксперимента), вот и все. Однако объемы ФЦП позволяют развернуть полноценную BIM.

Жду Ваших отзывов, кто имел удовольствие реализовать BIM на объекте ФЦП и каковы успехи?
В идеале, заинтересовать этим вопросом руководство корпораций типа Ростех, ОАК, Роскосмос, Росатом.
Одного опасаюсь, чтобы это не превратилось сами знаете во что.
Итак, погнали.
Пишите.
Давайте думать и делать.
Ведь правильно примененный BIM в объектах ФЦП это мощный инструмент, повышающий эффективность госкапвложений.

ЧАСТЬ 1. ИНГРИДИЕНТЫ

Анализируя опыт работы с службе кап.строительства за период 2016-2019гг. явственно видна необходимость в системе совмещающей в себе BIM и систему документооборота. Пока в голову приходит связка от Autodesk: BIM+VAULT.
Что связываем:
1) Чертежи и модели стадии П
2) Проект в формате BIM прошедший ГГЭ РФ
3) Проект прошедший ГГЭ РФ в формате pdf
4) Рабочая BIM модель  по которой идет стройка и в которой отображаются изменения в ПСД обязательно возникающие в процессе строительства.
6) Модель BIM на которой отображается ход работ и фиксируются выполняемые работы. Очень наглядный вариант журнала работ КС-6, КС-6а
7) Журналы формы КС-6 и КС-6а в формате MS Office, сканы оригиналов журналов работ с подписями представителей подрядчика и заказчика.
8) Проектные сметы в форматах MS Office
9) Формы КС-2 и КС-3
10) Формы ТОРГ на технологическое оборудование.
11) Исполнительная документация (чертежи, паспорта, сертификаты и пр.)
Вот основной перечень ингридиентов, из которых предстоит приготовить уникальное блюдо.

P.S.
Понял чем мне интересен BIM в разрезе большого предприятия: тем что есть возможность применить BIM не просто к одному зданию, это уже сто раз пройдено и не интересно,  а к комплексу зданий и сооружений.
Ведь ФЦП на большом предприятии включает в себя реконструкцию и техперевооружение производственных площадей в различных зданиях. И все они связаны коммуникациями. Вот это задача.

ЧАСТЬ 2. ВСПОМНИТЬ ВСЁ.

ФЦП дело не быстрое, длящееся годами.
От момента утверждения ТЗ на разработку проектной документации до ввода объекта в эксплуатацию бывает проходит более 10 лет.
Дело в совокупности причин:
1) Бюрократия.
Все на столько запущено, что предприятия вынуждены иметь в своем распоряжении человека, который будет заносить в нужные кабинеты, нужным людям, нужные бумаги, и выполняет все необходимые телодвижения, чтобы письмо, отчет, проект приказа, приказ и прочие нужные для наискорейшей реализации ФЦП документы не лежали неделями и месяцами в кипах других аналогичных бумаг на столах чиновников, либо вообще были подписаны, а не небрежно отправлены обратно без рассмотрения из за незначительной помарки или ошибки.
2) Не смотря на то, что конкурсные закупочные процедуры были введены достаточно недавно, вторая по значимости проблема при реализации ФЦП - проблема выбора подрядчика.
Столкнувшись с оформлением ТЗ для выхода на электронную площадку понимаешь на сколько загемороен процесс. ЕПОЗ как будто создан для того, чтобы максимально затруднить процесс выхода на площадку при выборе подрядчика. И получается, если нет возможности обосновать выбор единственного поставщика услуг, другие способы ведут к тому, что процесс может длиться около года.
Это ведет к тому, что сметы прошедшие экспертизу теряют свою актуальность. Чем дольше не начинается или тянется строительство объекта, тем больше шансов не уложиться сметы и либо искать дополнительное финансирование в виде собственных средств, либо уходить на корректировку проекта, избавляться от части работ. Однако и здесь тупик-чем дольше тянется стройка, тем больше меняется нормативная база, от НДС, до снеговой нагрузки и требований к энергоэффективности, что лишь добавляет работ в ПСД. Происходит перелимит и приходится избавляться от части СМР. Как правило, от ТХ оборудования при возникновении перелимита не избавляются по известной причине))). Стараются сократить СМР. И в результате получается не реконструкция и тех.перевооружение, а лишь тех.перевооружение. А предприятие выполняет СМР за свой счет.
3) Текучка кадров. Реализация ФЦП-это процесс который необходимо контролировать на всех этапах и иметь свою стратегию. Здесь нельзя придерживаться позиции: "Незаменимых людей не бывает". Уходит человек, отвечающий за реализацию ФЦП, на смену ему приходит другой, со своим пониманием процесса реализации ФЦП. В результате - затягивание процесса.

Всё это приводит к тому, что приходится выходить на корректировку ПСД с прохождением ГГЭ РФ.
Основанием для корректировки ПСД является прежде всего приказ МПТ РФ (без него не примут ПСД в ГГЭ РФ). В приказе МПТ РФ указываются площади реконструкции и техперевооружения, корпуса в которых это происходит и вновь возводимые корпуса, лимит финансирования с разбивкой на федеральные средства и софинансирование и пр.
А вот теперь о важном:
До подачи данных на получение приказа МПТ РФ на корректировку ПСД следует:
1) Сравнить участки реконструкции указанные в первом приказе МПТ РФ (он же ТЗ на разработку ПСД) с теми площадями, на которых велись СМР.
Если СМР выполнялись только на указанных в первом приказе МПТ площадях, ничего менять не нужно, а вот если работы (за средства ФЦП) велись и на других площадях, то необходимо внести их в приказ МПТ РФ на корректировку ПСД. Для этого их необходимо включить в описание технологического процесса или обозначив в качестве площадей для обслуживания реконструируемых участков. Это могут быть венткамеры, насосные и пр.
2) Проанализировать выполнение (не только выполненные объемы, но и потраченные на эти объемы средства). Если становится понятно, что 
Пока идет получение приказа МПТ РФ (это процесс не быстрый), выполняем корректировку ПСД.
ПРИ КОРРЕКТИРОВКЕ ПСД ВАЖНО:
Учесть все, что было сделано до этого момента.
1) Поднимаем все КС-2, КС-3, ТОРГ и пр. отчетные документы по выполнению объемов СМР и приобретению ТХ оборудования.
2) Отыскиваем всю исполнительную документацию (ИД).
Отделить зерна от плевел:
1) Понять что было сделано за деньги объекта на площадях, входящих в зону реконструкции, а что нет. Если есть объемы, выполненные за деньги ФЦП, но на площадях, не входящих в зону реконструкции, думаем как привязать их к проекту при корректировке ПСД. По максимуму внести эти объемы в корректируемую ПСД. Как описано выше, можно привязать новые площади к реконструируемым и техпереворужаемым в качестве вспомогательных помещений, если уж никак не получается, считаем, что потратили собственные деньги предприятия не в разрезе ФЦП и не включаем КС-2, КС-3 по этим выполненным объёмам в КС-14 по ФЦП.
Здесь необходимо учесть еще один нюанс-если на момент корректировки ПСД в предыдущие периоды было промежуточное "закрытие", т.е. в МПТ РФ уходили КС-2, КС-3, лучше привязать все объемы выполненные за средства ФЦП вне реконструируемых участков к проекту. Сделать это можно в приказе МПТ РФ (на пример указывая не участки, а оси, либо расширенные оси, т.е. оси указываем с учетом площадей, больших, чем в первоначальном приказе МПТ РФ). Вариантов множество.
А вот если на момент корректировки ПСД промежуточного закрытия не было, смело можно выбрасывать работы выполненные за деньги ФЦП, считая, что они были выполнены за средства предприятия (в рамках ремонта, на пример). Однако, все равно придется эти деньги заплатить за работы в рамках ФЦП, которые непременно появятся в корректируемой ПСД.
2) Учесть тот факт, что корректируемая ПСД должна содержать все объемы СМР и инженерных сетей выполненные за весь период реализации объекта ФЦП.
Здесь появляется любопытный казус!!!
Рассмотрим это на примере сети пожарной сигнализации: по проекту получившему положительное заключение ГГЭ РФ в 2007 году в корпусе запроектирована пожарная сигнализация в соответствии с нормами и правилами действующими на 2007год. Строительство объекта велось подрядной организацией до 2016года. В 2016году подрядная организация прекратила свое существование не закончив часть пожарной сигнализации. В 2018году ПСД была откорректирована (добавлены новые участки) и пожарная сигнализация была перепроектирована в соответствии с нормами и правилами, действующими на 2018год. Это принципиально другой тип сигнализации. Что делать, ведь часть системы была выполнена за федеральные деньги и было промежуточное закрытие? Мы не можем демонтировать системы выполненные за федеральные деньги. Очевидный вариант - на участках, где систему выполняли, но не закончили по старому проекту, ее необходимо закончить по старому же проекту, доставив недостающие датчики и проведя отсутствующие провода. На участках, на которых работы не успели начать, или их добавили при корректировке, пожарную сигнализацию необходимо выполнять по новому проекту прошедшему ГГЭ РФ в 2018году.
Разумеется, придется скрещивать две системы так, чтобы они полноценно работали. И работы нацеленные на это будут проводиться вне рамок ФЦП за деньги предприятия. Аналогично и с другими инженерными системами.
Конечно же, такой подход кажется странным, особенно для строителя и инженера. Однако, никого не волнует, почему срок выполнения ФЦП затянулся на годы. Санкции, скачки валют, увеличение НДС и пр. Все расходы связанные с этим ложатся на предприятие.
3) Особое внимание требуется уделить ТХ оборудованию.
Это значительная часть от средств ФЦП. Поэтому следует проанализировать все купленное по первоначальной ПСД ТХ оборудование. Здесь опять же как и с СМР: куплено по ПСД или нет, за федеральные средства или за средства софинансирования, было ли промежуточное закрытие. И думать, думать, думать.

Выполнить корректировку ПСД:
1) БУДЬТЕ УМНЫМИ ЗАКАЗЧИКАМИ.
Пишу это большими буквами, потому что каждая заглавная буква выстрадана за 2017-2019годы по шести объектам ФЦП и в плане проектирования и в плане смет, и в плане стройки.
А) ЗАКЛЮЧАЙТЕ ДОГОВОР НА КОРРЕКТИРОВКУ С ПРОЕКТНЫМ ИНСТИТУТОМ НА ПРЯМУЮ (БЕЗ "ПРОКЛАДОК", ЧТО ЭТО ТАКОЕ, РАСШИФРОВЫВАТЬ НЕ БУДУ). В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ, ВЕЛИКА ВЕРОЯТНОСТЬ БОЛЬШИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЗАКУПКЕ ТХ И СДАЧЕ ОБЪЕКТА В МПТ РФ И ДР. ОРГАНЫ.
Б) ЗАКЛЮЧАЙТЕ ДОГОВОР НА ПСД И РД СРАЗУ.
Грамотный проектировщик разработает РД со всеми необходимыми узлами, схемами, спецификациями, затем он просто упростит её до формата ПД и занесет в ГГЭ РФ. После получения положительного заключения ГГЭ РФ у вас на руках уже готовая РД и можно приступать к строительству. НЕ ДОПУСКАЙТЕ РАЗРАБОТКИ РД ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЧЕМ ТА, ЧТО ВЫПУСТИЛА ПД. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ-ПРОБЛЕМЫ НА ВСЕХ ЭТАПАХ. И РАСХОДЫ-УБЫТКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
В) ТЩАТЕЛЬНО ПРОДУМЫВАЙТЕ ДОГОВОР С ПРОЕКТИРОВЩИКОМ.
В договоре предусмотрите разработку ПД, РД, сопровождение при прохождении ГГЭ РФ (внесение корректировок, присутствие ГИПа, общение специалистов, разрабатывающих конкретные разделы с экспертами ГГЭ), корректировку РД по результатам прохождения ГГЭ РФ, прописывайте положительное заключение ГГЭ РФ как конечный этап договора.
Обязательно пропишите в договоре необходимость посещения предприятия специалистами проектировщика в процессе корректировки ПСД. Это не должны быть только изыскатели. Пропишите необходимость посещения предприятия специалистом каждого направления (за исключением быть может того же ООС,ПБ и аналогичных) как минимум дважды. Первый раз специалист приезжает чтобы на месте изучить верность принятых им решений и уточнить детали прохода сетей, второй раз он приезжает с готовыми и откорректированными решениями и согласовывает их с соответствующими службами предприятия. Возможно, потребуются дополнительные приезды.
Не мешает сразу включить в стоимость договора с проектировщиком стоимость авторского надзора, четко прописав график присутствия специалистов проектировщика на стройке (чтобы не оказалось, что заложив скромную сумму за авторский надзор, заказчик получил формальное посещение специалистом проектировщика стройки и журнал авторского надзора, где кроме дат посещения ничего и нет). В ряде случаев грамотный авторский надзор спасает ситуацию и избавляет предприятие от убытков при строительстве.
Г) Контролируйте процесс корректировки ПСД.
Важно отслеживать внесение всех необходимых объемов СМР, ТХ оборудования в корректируемую ПСД и корректность отображения выполненных ранее объемов.
Д) СМЕТЫ.
Опишу два способа работы которые мне известны.
ПЕРВЫЙ.
Заказчик (предприятие) сам создает сметную документацию и проектировщик ее проверяет и подписывает. Затем ГГЭ РФ и готово.
Плюс этого способа-ПСД в которой максимально учтены интересы предприятия, как в плане работ, необходимых для предприятия, так и в плане финансов.
Учитывается все выполнение за предыдущий период, отслеживаются все "нецелевки", появляется понимание размера проблемы и пути ее решения.
Минуса у этого способа я не вижу, однако, такой вариант возможен только когда есть время и квалифицированные специалисты для проработки смет, прайслистов и ТКП на ТХ оборудование.
ВТОРОЙ.
Сметы делает, как и положено, проектировщик.
Обращаем внимание на следующие моменты:
-должно быть учтено все выполнение предыдущих периодов. Здесь обращаем внимание на БАЗУ (базовая стоимость 2001г.). ЛСР рассчитываются в Базе. Объектные сметы тоже считаются в БАЗЕ. Сводно сметный расчет в "хвосте" пересчитывают в текущие цены.
Проверяйте КС-2, КС-3. Смотрите в каких ценах и в каких коэффициентах закрывались работы. Проверяйте с какими коэффициентами закрывалось ТХ оборудование, инженерное оборудование, СМР. Чем больше вы разберете ситуацию, тем больше уверенности в том, что все гладко будет.
Хотя, как показывает практика, уверенности такой никогда нет. Потому что, чем дольше длится реализация объекта, тем больше "косяков" в нем накапливается. И еще, обязательно вместе с КС-2,3 смотрите т.н. "Титул". Документ в котором фиксируется освоение и оплаты на конкретный момент реализации объекта.
Если "косяки" в КС-2 и КС-3 были и уже попали в "Титул", здесь два варианта - выпускать корректирующий "Титул" или искать иной вариант.
Как правило, не решаемых задач нет. Если в предыдущие периоды проходило закрытие с ошибками, можно пересчитать суммы и вернуть разницу в бюджет.
Четких механизмов нет, поэтому каждое предприятие выруливает из своей уникальной ситуации как считает нужным.
Хотя, я подозреваю, что в основной своей массе, проблемы у всех одинаковые.
Е) Борьба за урожай.
Контролируйте разработку проектировщиком ЛСР.
Особенно тщательно просматривайте том прайслистов.
Из моей практики могу утверждать, что большой проектировщик работает с каталогами различных организаций поставляющих стройматериалы. Прайслисты он запрашивает лишь тогда, когда в проекте появляется нестандартное оборудование. Поэтому, если позволяет время, проверяйте стоимость материалов, всех не обязательно, выборочно. Так, на пример, кабельные лотки могут увеличить смету в два, три раза, автоматы, датчики и пр.
Опять же, если позволяет время, просматривайте спецификации, ведомости объемов работ и сметы на предмет соответствия объемов.
Ж) "ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ".
При корректировке ПСД важно понимать, что сдавать вы будете объект, который состоит из НЕИЗМЕНЯЕМОЙ, ИСКЛЮЧАЕМОЙ, ДОБАВЛЯЕМОЙ частей. И все эти части должны быть отражены в ПСД. В чертежах, в спецификациях, в ведомостях объемов работ (ВОР), в ЛСР, в объектных сметах, в ССР.
- То, что было отражено в первоначальной ПСД, прошедшей ГГЭ РФ (НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ)
- То, что было отражено в первоначальной ПСД и затем исключено при корректировке (ИСКЛЮЧАЕМАЯ ЧАСТЬ)
-То, что было добавлено при корректировке ПСД (ДОБАВЛЯЕМАЯ ЧАСТЬ)

В спецификациях указываются элементы соответствующие каждой части. Перечисляются все материалы для Неизменяемой, Исключаемой и Добавляемой частей.

В ВОР это показывается в виде сравнительных ведомостей, в которых понятно что откуда минусовалось и что к чему было добавлено.

В томе ЛСР собраны плюсовые (Изменяемая и Добавляемая части) и минусовые (Исключаемая) сметы.

В объектных сметах показаны ЛСР на плюс и на минус.

В ССР по разделам показаны неизменяемые, исключаемые и добавляемые суммы.

З) Приведение к лимиту финансирования.
Когда ПСД откорректирована, наступает важный момент. Приведение к лимиту финансирования, т.е. к той сумме, которая указана в приказе МПТ РФ на корректировку. Открываем два документа: Приказ МПТ РФ на корректировку ПСД и ССР (сводно сметный расчет).
В случае, если ССР превышает сумму указанную в Приказе МПТ РФ, придется (в зависимости от величины превышения) либо уменьшать стоимость/объемы СМР (уменьшать прайсовую стоимость, убирать часть СМР), либо уменьшать количество или стоимость ТХ оборудования.
Из практики-обычно "режут" СМР, т.к. ТХ самое дорогостоящее составляющее в проекте и на нем завязан технологический процесс.
Мало того, когда происходит перелимит (превышение лимита финансирования), а это, в силу различных моментов, появляется в самый последний момент, чуть ли ни на кануне входа в ГГЭ РФ, "режут" разделы СМР.
Здесь, не смотря на спешку, необходимо помнить про "трех китов" корректируемой ПСД (Неизменяемая, Исключаемая, Добавляемая части). Подгоняя ССР под сумму, указанную в приказе МПТ РФ легко можно потерять уже выполненные объемы работ, исключив раздел, часть работ из которого была ранее выполнена за деньги ФЦП.
Так что внимательно относимся к этому этапу.

Где же здесь BIM?
А вот где:
1) В первоначальном проектировании.
Если проект прошел экспертизу в годы, когда дай бог pdf передавали заказчику вместе с бумагой, проект необходимо поднять в 3Д и собрать из него полноценную BIM.

2) В процессе корректировки.
Особенно, когда необходимо учитывать Неизменяемую, Исключаемую и Добавляемую части.

3) В процессе подготовки смет для договоров с подрядчиками (об этом ниже).

4) В процессе реализации проекта (об этом тоже ниже).

5) В процессе сдачи объекта (и об этом тоже чуть позднее).

ЧАСТЬ 3. "ТЯЖЕЛО В УЧЕНЬЕ - ЛЕГКО В БОЮ".

Процесс прохождения ГГЭ РФ описывать смысла нет. Он известен.
Перемещаемся сразу к моменту, когда ГГЭ РФ наконец то выдаёт вам положительное заключение по ПД и СД.
УРА!!!

Теперь у нас есть ПСД, РД - пора достраивать.
Поиск генподрядчика смысла описывать нет. ЗДЕСЬ ВСЕ ПОНЯТНО)
Теперь пора заключать договор на СМР и поставку ТХ оборудования. Берем в руки ЛСР прошедшие ГГЭ РФ. Выдать их так как они вышли из экспертизы мы вряд ли сможем. Если можем, значит процесс прохождения ГГЭ РФ организован гораздо лучше, чем удавалось организовать мне. Честь и хвала. Однако в моей практике пришлось ЛСР перерабатывать прежде чем выдавать генподрядчику.
Почему? Потому что ЛСР из ГГЭ содержат в себе полный комплекс работ, включая выполнение и работы которые необходимо выполнить.
Поэтому потребовалось выделить из послеэкспертизных ЛСР только те объемы работ, которые требовалось поручить генподрядчику.
Объемы, расценки, коэффициенты - исключительно те, которые использованы в ЛСР после экспертизы.

Сметы сформированы, договор с генподрядчиком подписан.
Время строить стройку)
Где же здесь BIM?
А вот где:
1) На основе готовой BIM легко создавать и отслеживать календарный и сетевой графики строительства
2) На основе BIM можно организовать ведение журналов работ форм КС-6, КС-6а
3) И заключительный аккорд - использование BIM после ввода объекта в эксплуатацию для целей эксплуатирующих.

P.S.
Немного о специфике расчетов с подрядчиками в ФЦП.
В договоре с генподрядчиком пропишите случай возникновения доп.объемов. В случае возникновения дополнительных объемов, не предусмотренных ПСД/РД без выполнения которых невозможно выполнить работы порученные ПСД/РД генподрядчик письменно уведомляет об этом Заказчика. Если Заказчик подтверждает необходимость выполнения доп.работ, обе стороны подписывают акт и эти работы отдельно оплачиваются Заказчиком.
КС-2, КС-3 по этим работам в КС-14 по объекту не входят.
Есть один нюанс-выбор генподрядчика осуществляется на конкурсной основе, либо (в ряде исключений) генподрядчик выбирается как единственный поставщик услуг. В договоре перечисляется конкретный объем работ. Если появляются доп.работы-это ведет к необходимости заключения нового договора. Поэтому после заключения договора с генподрядчиком логично заключить либо отдельный договор на доп.работы, либо доп.соглашение. Т.к. все доп.работы до окончания полного комплекса работ выявить невозможно, рекомендую заключать отдельный договор на конкретную сумму, но не предусматривающий четкого перечня работ. По мере возникновения доп.работ генподрядчику поручают эти работы в рамках договора, постепенно вычерпывая всю сумму договора.

При расчете с генподрядчиком за доп.работы имейте в виду тот факт, что если сметы по ПСД прошедшей ГГЭ РФ вы выдавали генподрядчику с коэффициентами того периода, в котором получили положительное заключение ГГЭ РФ, то доп.работы мы закрываем в текущий ценах и коэффициентах.

НА ЭТОМ ВСЕ.
ЕСЛИ КОМУ ТО ПРИГОДИТСЯ В РАБОТЕ, БУДУ РАД.

ВНИМАНИЕ: ВСЕ УПОМЯНУТОЕ В ДАННОМ ТЕКСТЕ МАЛО ОТНОСИТСЯ К КОММЕРЧЕСКОЙ СТРОЙКЕ
(по крайней мере, там я с такими проблемами не сталкивался. Почему так, я догадываюсь)
:-)




06.02.2020
Оказывается не все. Видимо, буду дополнять пока еще работаю в этом направлении. Поэтому, все заметки последуют ниже по датам.

Заметка #1
Пока не подписали КС-14 и не получили подтверждение, что объект сдан и все вопросы сняты, НЕ РАЗРЫВАЙТЕ ОТНОШЕНИЯ (хотя бы дружеские) С ВАШИМ ПРОЕКТИРОВЩИКОМ (с тем, который вам делал ПСД и проходил с вами ГГЭ РФ). ПОТОМУ ЧТО В ХОДЕ СТРОИТЕЛЬСТВА МОЖЕТ БЫТЬ МАССА СЛУЧАЕВ, КОГДА ПОТРЕБУЕТСЯ ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНЕННУЮ НА ОСНОВЕ ПСД ПРОШЕДШЕЙ ГГЭ РФ.
И ЭТО ЕЩЕ ОДНО ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТОГО, ЧТО РД ДОЛЖНЫ РАЗРАБАТЫВАТЬ ТЕ ПРОЕКТИРОВЩИКИ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЛИ ВАМ ПСД.
Живой пример: Заказчик заказывает ПСД у проектной организации №1 и получает положительное заключение ГГЭ РФ. Затем по этой ПСД заказывает РД, но уже у проектной организации №2. В результате РД и ПД отличаются, местами сильно. Формально, обе проектные организации свои обязательства выполнили. Проектная организация №2 приводит море причин, по которым РД не совпадает с ПСД. Заказчик заплатил море денег, по итогу имеет море чертежей из которых сам, кряхтя собирает альбомы для выдачи подрядчику. Отношения с обоими проектными организациями прекращены. Начинается стройка. Заказчик кряхтит, миксует чертежи, объемы, корректирует сметы, выдает в работу подрядчику. Возникает неувязка в конструктиве (ПСД не "бъется" с РД), что делать? Авторским надзором такое не решить. Да и к тому же, авторский надзор проектная организация №1 вести может, но РД корректировать не будет, т.к. ее разработала проектная организация №2. Может только ПСД корректировать. Проектная организация №2 обосралась по полной и не рассматривается. Без расчета строить нельзя. Заказчик нанимает проектную организацию №3 и т.д. и т.п. В итоге Заказчик как дойная корова. Платит значительные суммы, а в итоге еще и сам страдает. Это чистой воды убыток и ущерб предприятию.
И это лишь один из массы примеров недальновидного построения отношения Заказчик-Проектировщик.
Не зря говорится - "На переправе коней не меняют"

Заметка #2
Об отношениях Заказчик-Генподрядчик.
1. Если вы как Заказчик начинаете на прямую общаться и курировать деятельность  Субподрядчика, дело плохо. Расторгайтесь с Генподрядчиком. С ним любви не получится.
2. Если ваш Генподрядчик взялся выполнять у вас техперевооружение (ТХ оборудование и СМР) и получил аванс, но с СМР у него из рук вон плохо, расторгайтесь-он "выжрал" все авансы на ТХ оборудование и оголил СМР. Если он перекинет деньги на СМР с другого объекта, у вас есть шанс получить законченный СМР, или его часть. Но признак, на мой взгляд, говорит о том, что Генподрядчик экономику не просчитывает. В итоге, вы как Заказчик окажетесь "на бобах" и будете выискивать собственные средства предприятия не доделку СМР.
3. Если ваш Генподрядчик "выжрал" деньги ТХ по максимуму, но СМР не выполнил, расторгайтесь. Ищите другого Генподрядчика. Теперь вам придется туго. Денег мало, СМР надо выполнять, а сметы на СМР экспертизные - "худые". На такие условия придет только Подрядчик у которого в составе сплошь добрые самаритяне, т.е. никакой. И никакие обещания в будущем дать ему новые объемы не помогут. Поэтому, ищите дополнительные объемы работ на предприятии, заключайте отдельный договор, работая по которому Подрядчик отиграет минуса по ФЦПэшным работам.
4. Контролируйте Генподрядчика:
- Тщательно следите за объемами выполняемых работ. Не надеясь на Генподрядчика ведите их тоже. Проверяйте КС-2, КС-3 которые получаете от Генподрядчика.
- Постоянно отслеживайте соблюдение графиков работ.
- Контролируйте сдачу ТХ оборудования. Если видите что Генподрядчик увлекся сдачей ТХ, приостанавливайте оплаты пока не выровняется СМР
- Проверяйте куда Генподрядчик тратит получаемые от вас авансы и как он распоряжается средствами от ТХ оборудования.
- Берите с Генподрядчика гарантийные письма. Мало чем поможет, но лишним не будет.
- Увязывайте все в систему из графиков работ, графиков финансирования, графиков поставки ТХ. В общем - держите руку на пульсе.  

Заметка #3
Берегите толковых сотрудников вашего ОКСа. Пока не сдан ФЦП, это ваша надежда его сдать.
Ротация кадров, одна из причин затягивания сроков сдачи ФЦП. 
"Кадры решают все"